Это одно и стало в моей жизни самым главным и самым радостным, я – учительница. Это самое главное дело в моей жизни, я этим живу и этим горжусь. Родилась в деревне, там и училась, закончила Горютинскую семилетнюю школу с отличными отметками. Знала, что труд учителя очень сложен, но поступила в Торжокское педагогическое училище, где отучилась четыре незабываемых года. В училище мне все нравилось: группа была отличная , все какие–то одержимые, старались учиться, занимались в кружках, спортом. Заряжал нас оптимизмом классный руководитель, заслуженный учитель РСФСР — Тихомиров Владимир Михайлович. Ходили с ним в походы по Калининской обл., я посещала секции по легкой атлетике, любила волейбол. Мы учились у хороших учителей. Моей любимой учительницей была Раиса Валентиновна Ефремова, она преподавала русский язык и литературу, она очень любила свой предмет и нам передала эту любовь. Мы хотели знать больше, поэтому посещали литературный кружок, где дополнительно изучали произведения любимых писателей. После занятий по изучению творчества Л. Толстого в литературном кружке мы ездили с Раисой Валентиновной в Ясную Поляну. Как горды были, что видим места , где жил великий писатель, читали наизусть отрывки из его произведений, это было незабываемо . Долго потом встречались и переписывались с преподавателем по педагогике Анной Парфеновной Тротейкиной. Всех вспоминаю с благодарностью, обо всех можно писать и говорить много. После Торжокского педучилища я начала свою педагогическую деятельность в Кесовогорском районе в Васильковской средней школе. Мне повезло, что попала именно в эту школу, где директором была Кононова Мария Ильинична, прекрасный методист, лучший в районе. Начальная школа была малокомплектной, мне дали сразу 2 и 4 кл. В 4 кл. были почти одни мальчишки, они влюблялись в молоденькую учительницу и старались чаще оставаться после уроков. В этой школе я проработала четыре года. В селе было много молодежи, работала комсомольская организация. Вскоре меня избрали секретарем комсомольской организации колхоза, комсомольцы работали хорошо. Мы устраивали субботники по выходным дням: рубили лапник для коров (не хватало сена), возили удобрения на поля зимой. Колхозники удивлялись, что учительница умеет запрячь лошадь и сама управлять ею наравне с мужчинами. Комсомольцы достраивали клуб, потом в нем проводили вечера, готовили номера художественной самодеятельности, выступали не только перед жителями своего села, но и выезжали в другие деревни. Я была самым активным лектором, выступала с докладами и лекциями. У меня, конечно, появилось очень много друзей, уважение селян, детей, меня даже не хотели отпускать после педпрактики. Когда через два года я навестила село Васильково, где начала свою трудовую деятельность, то встреча оказалась со всем селом. Всех интересовало, как живу, как устроилась, и сожалели, что уехала. А в школе должна была посетить хоть один урок в каждом классе, чтобы никого не обидеть. Была поражена, что мне была устроена такая встреча в селе, значит не напрасно прошли четыре года труда. Мне хотелось бы еще навестить эти края.
После переезда в Сахарово работала год в детском доме в д. Аркатово, но мне хотелось в школу, и, наконец, я попала в Лисицкую 8-летнюю школу Калининского района. Здесь тоже работали всем коллективом дружно, интересно, опять художественная самодеятельность в сельском клубе, выезды по селам. В Лисицкой школе меня выдвигали на награждение знаком «Отличник народного просвещения», но я отказалась в пользу старейшей учительницы математики. С ребятами мы подружились, каждый подарил свою фотокарточку, летом приносили цветы на крыльцо. И вот, наконец, пришла в свою любимую Горютинскую школу. Это для меня родной дом, где я училась и работаю уже сорок лет. Вспоминаю с благодарностью своих учителей. Любовь к литературе мне привила Валентина Николаевна Старицкая. Очень интеллигентная, красивая, стройная, хорошо знала свой предмет. Она своим тактичным поведением учила нас культуре просто и незаметно, мы ей подражали. Математике меня учила Т. Ф. Маркова, человек доброй души, она была готова помочь во всем. Наша дружба не прерывается до сих пор. Вспоминаю ее уроки… Если мы отвлеклись, зашумели, не слышим, Таисия Филлиповна замолкает, и в классе снова продолжается работа. С благодарностью вспоминаю учительницу начальных классов Блохину Александру Арсеньевну. Она была педагогом от Бога, прекрасный методист. Будучи студенткой, я посещала ее уроки, потом мне посчастливилось с ней работать в группе продленного дня. Хочется вспомнить Архангелова Петра Серафимовича, учителя физики, Зайцеву Марию Михайловну, учителя русского языка и литературы, Николаеву Нину Михайловну, учителя истории. Всех своих учеников я помню и за каждого переживаю. Все промахи детей болезненно воспринимаю, в каком бы классе он ни учился. Первый мой выпуск был в 1988 г., в классе было 40 учеников. Все учились хорошо и работали дружно, ребята принципиальные, относились критично к себе и к товарищам, помогали друг другу. Талантливы были во всем: в спорте, учебе, труде. Запомнилась работа по сбору металлолома, опередили всех старшеклассников, 3 класс получил почетную грамоту от райкома ВЛКСМ, грамота- в музее . Если ученик провинился в чем – то, в пионеры его не принимали. Среди выпускников 1988 г. было 6 медалистов: это Адомяко Андрей, закончил высшее Бауманское училище, Мантрова Света,- университет, Скачкова Лена,- институт в Москве, Маркова Таня,- университет, Тихомирова Лена,-университет. Среди них есть военные: Чекулаев Алексей, Бурмистров Андрей. Следующий выпуск был в 1991 г. Свою школьную жизнь они описали в альбоме и назвали «Как это было». Все выпуски свои люблю и помню, плохих детей не было. Теперь учу детей своих учеников, это дети Тани Морозовой, Игорь и Денис, учила сына Лены Безуховой, дочь Тани Соловьевой .Выпускников много, всегда рада встретить их. Находила общий язык с озорниками и дружила с ними. Я никогда не унижала ученика, уважала как личность, дети это понимали. Когда я поступила в пединститут, то и тему сочинения взяла «Почему я хочу быть учителем начальных классов». Первую мою учительницу тоже звали Лидия Андреевна (Гурьева). Меня уже с первого класса называли «учительница». Так и получилось. В Горютинской школе получила звание «Старший учитель» «Учитель–методист», награждена знаком «Отличник народного просвещения», награждена медалью «Ветеран труда», медалью Шолохова от партии коммунистов. Хочется, чтобы наши дети больше читали, были добры, воспитаны. Ведь самое большое счастье для учителя видеть, что его ученикам предстоит хорошая жизнь. Расул Гамзатов говорил: «Если тебя знает весь мир, а в своем ауле не признали, то тебе грош цена». Я считаю, что в моем «ауле» меня признали, значит жизнь прошла не зря.